Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СВМФК 101 «ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА БЮДЖЕТА НА ОЧЕРЕДНОЙ
ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД»

(утвержден распоряжением председателя контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа от 30.08.2013 № 26)


АРТЕМ
2013


1. Общие положения

1.1. Стандарт финансового контроля СВМФК 101 «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период» (далее – Стандарт) подготовлен для организации исполнения ст. 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Устава Артемовского городского округа, нормативно-правовых актов Артемовского городского округа в сфере бюджетного процесса и деятельности контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа.

1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).

1.3. При подготовке настоящего Стандарта был использован Стандарт СФК 201 «Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета», утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 15 июля 2011 года (протокол № 38К (805)).

1.4. Стандарт предназначен для использования сотрудниками контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа при организации и проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период, подготовки заключения на проект решения Думы Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период.

1.5. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

1.6. Задачи, решаемые Стандартом:

- определение основных принципов и этапов проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период;
- установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- определение структуры, содержания и основных требований к заключению контрольно-счетной палаты на проект решения Думы Артемовского городского округа о бюджете Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период.

1.7. Основные термины и понятия:

анализ – базовый метод научного познания, состоящий в разложении целого на составные части, рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета;
бюджет Артемовского городского округа – совокупность доходов и расходов на определенный срок, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления;
Бюджетное послание Президента РФ – аналитический документ стратегического характера, раскрывающий основные направления финансовой политики государства;
бюджетные полномочия – права и обязанности участников бюджетного процесса;
муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
достоверность бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития Артемовского городского округа и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
заключение контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа – документ, составляемый по итогам экспертизы проекта бюджета Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период;
запрос контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа – требование о предоставлении сведений, необходимых для осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета Артемовского городского округа;
прогноз – программа прогностического характера, основу которой составляют обоснованные заключения о предстоящем развитии и исходе экономических процессов;
экспертиза проекта бюджета – специальное исследование проекта бюджета и прилагаемых к нему документов, проводимое в ходе предварительного контроля;
эффективность – один из принципов бюджетной системы, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

2. Основы осуществления предварительного контроля проекта бюджета на
очередной финансовый год и плановый период

2.1. Предварительный контроль формирования проекта бюджета Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий, направленных на осуществление анализа обоснованности показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения контрольно-счетной палатой Артемовского городского округа на проект решения Думы Артемовского городского округа о бюджете Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период.

2.2. Целью предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

2.3. Задачами предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период являются:
- определение соответствия действующему законодательству и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Думу Артемовского городского округа;
- определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним;
- оценка эффективности проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период как инструмента социально-экономической политики муниципалитета, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики Артемовского городского округа, иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;
- оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

2.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта бюджета являются проект решения Думы Артемовского городского округа о бюджете Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Думу Артемовского городского округа, включая прогноз социально-экономического развития Артемовского городского округа, долгосрочные и ведомственные муниципальные целевые, муниципальные программы, муниципальные адресные инвестиционные программы, проекты муниципальных заданий, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта бюджета и показателей прогноза социально-экономического развития Артемовского городского округа.

2.5. При осуществлении предварительного контроля формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в Думу Артемовского городского округа, положениям Бюджетного кодекса, Положения о бюджетном процессе в Артемовском городском округе, в том числе:
2.5.1. При оценке экономических показателей прогноза социально-экономического развития Артемовского городского округа необходимо обратить внимание на соблюдение закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода, а также при прогнозировании доходов бюджета.
2.5.2. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации контролируется в результате определения полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, определения сбалансированности бюджета, прозрачности, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, единства кассы.
2.5.3. Соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств анализируется при рассмотрении долгосрочных и ведомственных целевых, муниципальных программ, муниципальных заданий.
2.5.4. При оценке и анализе доходов бюджета следует обратить внимание на следующее:
- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета;
- следует оценить наиболее вероятные объемы поступлений доходов по каждой подгруппе налоговых и неналоговых доходов при благоприятном и неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации в Артемовском городском округе;
- проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при прогнозировании объемов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов;
- проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования объемов поступления по статьям и подстатьям неналоговых доходов;
- проверить корректность вычислений, произведенных при прогнозировании неналоговых доходов;
- проверить непротиворечивость данных о прогнозируемых объемах поступлений по подгруппам, статьям и подстатьям неналоговых доходов.
2.5.5. При оценке и анализе расходов бюджета необходимо обратить внимание на следующее:
- обеспечение закрепленного в Бюджетном кодексе принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;
- соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных Бюджетным кодексом, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом
году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;
- соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в части полноты общей информации о расходных обязательствах, полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в плановом реестре расходных обязательств;
- обоснование бюджетных ассигнований в части сроков предоставления обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период; охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками); сумм ассигнований, доведенных органом, организующим исполнение бюджета, в качестве предельных объемов в ходе составления проекта бюджета на очередной финансовый год и
плановый период; устойчивости системы показателей непосредственных результатов;
2.5.6. При оценке и анализе межбюджетных отношений обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджетов.
2.5.7. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга отразить соблюдение требований Бюджетного кодекса по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, по установлению размера дефицита бюджета Артемовского городского округа и ограничения по источникам его финансирования, по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам муниципалитета.

2.6. Основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период являются:
- сравнительный анализ соответствия проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным приоритетам муниципальной социально-экономической политики, целям и задачам, определенным в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики муниципального образования;
- сравнительный анализ соответствия принятых в проекте бюджета на очередной финансовый год и плановый период расчетов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям;
- сравнительный анализ динамики показателей исполнения бюджета Артемовского городского округа за предыдущий год, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2.7. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период по основным вопросам состоят в следующем:
2.7.1. Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период должны осуществляться исходя из сопоставления фактических показателей социально-экономического развития города за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями
социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.
При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Артемовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития страны анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей, прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности, индекс потребительских цен, показатели, характеризующие изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на формирование доходной базы бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.
2.7.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В результате которых следует дать оценку:
- сбалансированности по объему расходных обязательств;
- обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов бюджета, в том числе в разрезе главных администраторов доходов бюджета;
- обоснованности действующих расходных обязательств бюджета Артемовского городского округа на основе анализа реестра расходных обязательств, нормативно-правовой базы его формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год.
2.7.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:
- сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта бюджета, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов бюджета текущего года, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;
- анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменения законодательства на доходы бюджета;
- анализ законодательства субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов субъекта Российской Федерации об изменении законодательства субъекта о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменений законодательства на доходы бюджета;
- анализ нормативных правовых актов о местных налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета;
- факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;
- сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;
- оценку обоснованности расчетов иных доходов в части дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Артемовского городского округа, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий.
2.7.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:
- сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;
- анализ действующих и принимаемых расходных обязательств Артемовского городского округа и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств
бюджета);
- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных адресных инвестиционных программ, долгосрочных и ведомственных целевых, муниципальных программ;
- анализ обоснованности и достоверности определения средств бюджета, направленных на обслуживание долговых обязательств;
- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
2.7.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и плановый период должна предусматривать:
- анализ изменений налогового и бюджетного законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах прогноза бюджета, последствий влияния на доходы изменений законодательства о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы, анализ выпадающих доходов и дополнительных доходов бюджета на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;
- анализ обоснованности объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.
2.7.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:
- сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета на очередной финансовый год и плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;
- оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, средств бюджета, направленных на погашение долговых обязательств исходя из графиков платежей;
- оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и структуры источников финансирования дефицита бюджета.

2.8. Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета осуществляется с соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов Артемовского городского округа и предусматривает следующие этапы работы:
Этап. Содержание этапов. Период.
1 этап – ноябрь текущего года
- анализ основных направлений бюджетной и налоговой политики
- анализ сценарных условий развития экономики на очередной финансовый год и плановый период
- анализ проектов федеральных законов, краевых законов и решений Думы Артемовского городского округа о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах
- анализ нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Артемовского городского округа Артемовского городского округа

2 этап - ноябрь текущего года
- анализ итогов социально-экономического развития Артемовского городского округа
- проверка и анализ обоснованности прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Артемовского городского округа на очередной
финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования
- проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования
- анализ основных характеристик проекта бюджета и расходов бюджета на очередной финансовый год по разделам и подразделам, ведомственной структуре, а также плановый период по разделам классификации расходов бюджетов
- анализ и оценка обоснованности материалов, представленных одновременно с проектом бюджета
- анализ программ внутренних и внешних заимствований и предоставления муниципальных гарантий

3 этап - ноябрь текущего года
- подготовка заключения контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа
- рассмотрение заключения председателем контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа
- направление заключения контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа
в Думу Артемовского городского округа, главе Артемовского городского округа, финансовое управление администрации Артемовского городского округа.

2.9. Предварительный контроль формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период проводится на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа, устанавливающее сроки проведения работ, перечень лиц, участвующих в мероприятии, распределение объемов работ.

3. Структура и основные положения заключения контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период
3.1. Заключение контрольно-счетного органа на проект решения Думы Артемовского городского округа о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период подготавливается на основе:
- результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;
- итогов проверки и анализа проекта решения Думы Артемовского городского округа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных администрацией Артемовского городского округа с проектом решения Думы Артемовского городского округа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
- результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа на проекты решений Думы Артемовского городского округа об исполнении бюджета города за предыдущие годы;
- анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении Артемовского городского округа за предыдущие годы и истекший период текущего года;
- регламента контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа.

3.2. В заключение контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа на проект бюджета Артемовского городского округа, отражаются следующие основные вопросы и разделы:
1. Общие положения;
2. Анализ документов и материалов, представленных одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики
2.2. Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета Артемовского городского округа на очередной финансовый год и на плановый период
2.3. Ожидаемое исполнение бюджета Артемовского городского округа за текущий финансовый год Артемовского городского округа на очередной финансовый год и на плановый период
3. Общая характеристика проекта бюджета Артемовского городского округа на очередной финансовый год и на плановый период
4. Анализ доходной части проекта бюджета Артемовского городского округа
5. Анализ расходной части проекта бюджета Артемовского городского округа
6. Анализ применения программно-целевого метода планирования расходов бюджета Артемовского городского округа
7. Программа муниципальных внутренних заимствований
8. Анализ текстовых статей проекта решения и приложений к нему
9. Выводы, рекомендации и предложения.

Концептуальные предложения контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа по совершенствованию прогнозирования и планирования основных показателей бюджета на очередной финансовый год и плановый период, бюджетного процесса, результативности бюджетных расходов при их наличии подлежат отражению в заключении.


Возврат к списку