Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ


СВМФК 51 «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ»

(утвержден распоряжением председателя контрольно-счетной палаты
Артемовского городского округа от 30.09.2013 № 30)


г. Артем

2013 год


1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», с учетом требований и положений Стандарта финансового контроля СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации от 02.04.2010 № 15К(717), Стандарта финансового контроля Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного Президиумом АКСОР (протокол № 51 от 04.06.2013).
При разработке Стандарта учтены Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденные Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854).
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил и требований проведения контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой Артемовского городского округа.
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение содержания и порядка организации контрольного мероприятия;
установление общих правил и требований при проведении этапов контрольного мероприятия;
установление используемых единого понятийного аппарата и типовых форм документов при осуществлении контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой Артемовского городского округа.
2. Содержание контрольного мероприятия
2.1. Контрольное мероприятие является организационной формой контрольной деятельности контрольно-счетной палаты, посредством которой обеспечивается реализация ее задач, функций и полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
2.2. Предметом контрольного мероприятия является процесс формирования и использования:
средств местного бюджета;
средств бюджета Приморского края в части действия контрольных полномочий контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа;
муниципальной собственности, в том числе имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение;
средств, полученных муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности;
муниципальных внутренних и внешних заимствований;
других муниципальных средств в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Предметом контрольного мероприятия может также быть деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию муниципальных средств.
Предмет контрольного мероприятия отражается в его наименовании.
При проведении контрольного мероприятия проверяются и анализируются документы и иные материалы, содержащие данные о предмете контрольного мероприятия.
2.3. Объектами контрольного мероприятия могут быть:
главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Приморского края;
муниципальные учреждения;
муниципальные унитарные предприятия;
хозяйственные товарищества и общества с участием Артемовского городского округа в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
юридические лица (за исключением муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием Артемовского городского округа в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета Артемовского городского округа, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий.
Контрольно-счетная палата Артемовского городского округа осуществляет контроль за использованием средств муниципального бюджета Артемовского городского округа, а также межбюджетных трансфертов. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Муниципальный финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.
2.4. Контрольная деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, иных видов аудита (контроля).
Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования муниципальных и иных ресурсов в пределах компетенции контрольно-счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции контрольно-счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования муниципальных и иных ресурсов в пределах компетенции контрольно-счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.
Особенности проведения финансового аудита и аудита эффективности устанавливаются соответствующими стандартами финансового контроля контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа.
2.5. Методами осуществления муниципального финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
2.5.1. Под проверкой в целях статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
2.5.2. Под ревизией в целях статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
2.5.3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками в целях статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются проверки, проводимые по месту нахождения контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по ее запросу.
Под выездными проверками в целях статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Под встречными проверками в целях статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
2.5.4. Под обследованием в целях статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Результаты обследования оформляются заключением.
3. Организация контрольного мероприятия
3.1. Контрольное мероприятие проводится в соответствии с планом работы контрольно-счётной палаты, на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты, которое должно содержать ссылку на соответствующий пункт плана работы КСП, номер и дату поручения Думы Артемовского городского округа, предложения или запроса главы Артемовского городского округа. В распоряжении о проведении контрольного мероприятия указываются:
- полное наименование контрольного мероприятия;
- срок начала и окончания его проведения;
- наименование проверяемого объекта контроля;
- фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного за проведение проверки;
- срок предоставления акта проверки.
Распоряжение на проведение контрольного мероприятия является правовым основанием для допуска указанных в нем должностных лиц к проведению контрольного мероприятия на указанных в нем объектах.
3.2. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы:
подготовительный этап контрольного мероприятия;
основной этап контрольного мероприятия;
заключительный этап контрольного мероприятия.
Подготовительный этап контрольного мероприятия состоит в предварительном изучении предмета и объектов контрольного мероприятия, изучении законодательных и нормативных актов, отчетных данных, материалов предыдущих проверок, финансового состояния проверяемого объекта, подготовке запросов.
Основной этап контрольного мероприятия состоит в проведении контрольных действий непосредственно на объектах контрольного мероприятия, сборе и анализе фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами контрольного мероприятия. Результатом проведения данного этапа являются оформленный акт (акты).
Заключительный этап контрольного мероприятия состоит в подготовке предложений (рекомендаций), которые отражаются в отчете о результатах контрольного мероприятия и других документах, подготавливаемых по результатам контрольного мероприятия.
При составлении отчета принимаются во внимание пояснения, замечания, в случае их предоставления руководителем проверенного объекта при подписании акта в срок, установленный законом Приморского края от 08.02.2012 № 5-КЗ «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований приморского края».
Датой окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета о его результатах председателем контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа.
3.3. Организацию контрольного мероприятия осуществляет должностное лицо контрольно-счетной палаты, ответственное за его проведение.
В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие сотрудники контрольно-счетной палаты, состоящие в родственной связи с руководством объекта контрольного мероприятия.
3.4. В случае если на объекте контрольного мероприятия проводится проверка сведений, составляющих государственную тайну, к ней должны привлекаться участники контрольного мероприятия, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне.
Участники контрольного мероприятия обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от объекта контрольного мероприятия информации до утверждения отчета о результатах контрольного мероприятия, а также в отношении ставших известными им сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.5. В случаях, когда для достижения целей контрольного мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, к участию в проведении контрольного мероприятия могут привлекаться в качестве внешних экспертов аудиторские организации, отдельные специалисты, эксперты. Участие привлеченных специалистов в проведении контрольных мероприятий и иных работах оформляется распоряжением председателя КСП.
Привлечение внешних экспертов может осуществляться посредством:
выполнения внешним экспертом конкретного вида и определенного объема работ на основе заключенного с ним договора возмездного оказания услуг;
включения внешних экспертов в состав участников контрольного мероприятия для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок.
Оплата указанных работ осуществляется на основе договора в пределах финансовых средств, предусмотренных в бюджетной смете на содержание КСП. Завершение работы оформляется актом приемки работ.
4. Подготовительный этап контрольного мероприятия
4.1. На подготовительном этапе контрольного мероприятия проводится предварительное изучение законодательных и нормативных актов, отчетных данных, материалов предыдущих проверок, финансового состояния проверяемого объекта, готовятся запросы.
Получение информации о предмете и объектах контрольного мероприятия осуществляется путем направления запросов, в порядке, установленном в разделе 3.5 Регламента КСП.
Образец оформления запроса контрольно-счетной палаты о предоставлении информации приведен в приложении 1.
4.2. На основе анализа собранной информации определяются:
приемлемый уровень существенности информации;
области, наиболее значимые для проверки;
наличие и степень рисков;
наличие и состояние внутреннего контроля на объекте контрольного мероприятия.
4.2.1. Оценка уровня существенности заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контрольного мероприятия способны оказать существенное влияние на его финансовую отчетность, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе.
4.2.2. Выявление областей, наиболее значимых для проверки, осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.
4.2.3. Оценка рисков заключается в том, чтобы определить, существуют ли какие-либо факторы (действия или события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование средств бюджета в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки, в том числе риски возникновения коррупционных проявлений в ходе использования муниципальных средств.
4.2.4. Определение состояния внутреннего аудита (контроля) объекта контрольного мероприятия заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объема и проведении контрольных процедур на данном объекте.
По результатам анализа и оценки совокупности перечисленных факторов, характеризующих формирование и использование муниципальных средств в сфере предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия, формулируются цели контрольного мероприятия, определяются методы его проведения, а также планируется объем необходимых контрольных процедур.
4.3. В процессе предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия необходимо определить цели контрольного мероприятия. Формулировки целей должны указывать, на какие основные вопросы формирования и использования муниципальных средств или деятельности объектов контрольного мероприятия ответит проведение данного контрольного мероприятия.
Для осуществления конкретного контрольного мероприятия необходимо выбирать, как правило, несколько целей, которые должны быть направлены на такие аспекты предмета мероприятия или деятельности объектов контрольного мероприятия, которые по результатам предварительного изучения характеризуются высокой степенью рисков.
При проведении аудита эффективности использования муниципальных средств для каждой цели контрольного мероприятия определяются критерии оценки эффективности.
4.4. Для проведения контрольного мероприятия необходимо выбрать методы сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия.
4.5. Перед началом основного этапа контрольного мероприятия контрольно-счетная палата направляет руководителям объектов контрольного мероприятия предварительные уведомления о предстоящем проведении на данных объектах контрольного мероприятия.
В предварительном уведомлении указываются наименование контрольного мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения контрольного мероприятия на объектах, состав участников контрольного мероприятия и предложение создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия.
В предварительном уведомлении также могут указываться:
- перечень вопросов, которые необходимо проверить, изучить и проанализировать в ходе проведения контрольного мероприятия;
- перечень документов, которые должностные лица объекта контрольного мероприятия должны подготовить для представления участникам контрольного мероприятия;
- перечень вопросов, которые необходимо решить до начала проведения контрольного мероприятия на объекте.
К предварительному уведомлению могут прилагаться специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Образец оформления предварительного уведомления о проведении контрольного мероприятия приведен в приложении 2.
5. Основной этап контрольного мероприятия.
5.1. Содержание основного этапа контрольного мероприятия заключается в осуществлении контрольных действий непосредственно на объектах контрольного мероприятия, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия. Результатом проведения данного этапа являются оформленные акты и рабочая документация.
5.2. При проведении основного этапа контрольного мероприятия проверяется соответствие совершенных объектов финансовых и хозяйственных операций законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Приморского края, муниципальным правовым актам Артемовского городского округа, перечень которых подготавливается в процессе предварительного изучения. В период проверки указанный перечень может изменяться и дополняться.
5.2.1. При выявлении фактов нарушения требований законов и иных нормативных правовых актов следует отразить в акте по результатам контрольного мероприятия факты выявленных нарушений, причиненного ущерба, а также принятые руководством объекта контрольного мероприятия меры по устранению нарушений в ходе контрольного мероприятия (при их наличии). Если выявленные факты несоблюдения объектом контрольного мероприятия требований нормативных правовых актов содержат признаки состава преступления, влекущие за собой уголовную ответственность, сотрудники контрольно-счетной палаты готовят обращения в правоохранительные органы.
5.3. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия.
5.3.1. Процесс получения доказательств включает следующие этапы:
1) сбор фактических данных и информации, определение их полноты, приемлемости и достоверности;
2) анализ собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия;
3) проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств.
Фактические данные и информация собираются на основании письменных и устных запросов в формах:
копий документов, представленных объектом контрольного мероприятия;
документов и материалов, представленных третьей стороной;
статистических данных;
информации, полученной непосредственно на объектах контрольного мероприятия: обмеры, сверки и т.п.
5.3.2. Доказательства получают путем проведения:
инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта контрольного мероприятия;
аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения;
пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов;
подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны;
иными способами, не противоречащими законодательству.
5.3.3. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к делу.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно участниками контрольного мероприятия, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.
Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую, разумную связь с выводами по результатам контрольного мероприятия.
5.4. В процессе сбора фактических данных необходимо учитывать, что не вся полученная информация может быть использована в качестве доказательства. Это относится, в частности, к информации, которая является противоречивой по своему содержанию или недостоверной, а также если источник информации имеет личную заинтересованность в результате ее использования.
5.5. Доказательства, получаемые на основе проверки и анализа фактических данных о предмете и деятельности объектов контрольного мероприятия, используются в виде документальных, материальных и аналитических доказательств.
Документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контрольного мероприятия, вышестоящими и другими организациями, которые имеют непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия или деятельности данного объекта.
Материальные доказательства получают при непосредственной проверке каких-либо процессов или в результате наблюдений за событиями. Они могут быть оформлены в виде документов (актов, протоколов), докладных записок.
Аналитические доказательства являются результатом анализа собранных фактических данных и информации о предмете или деятельности объекта контрольного мероприятия, осуществляемого участниками контрольного мероприятия или привлекаемыми внешними экспертами.
5.6. При формировании доказательств следует прислушиваться к мнениям руководства и специалистов объекта контрольного мероприятия и других сторон, рассматривать ситуации с различных точек зрения, а также открыто и объективно воспринимать всевозможные взгляды и аргументы. При этом необходимо применять критический подход и проявлять профессиональный скептицизм, то есть допускать существование обстоятельств, способных сделать недостоверной любую информацию, относящуюся к предмету и деятельности объектов контрольного мероприятия.
5.7. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения основного этапа контрольного мероприятия, фиксируются в актах и рабочей документации, которые являются основой для подготовки отчета о его результатах.
При проведении контрольного мероприятия на объектах могут быть составлены следующие виды актов:
акт по результатам контрольного мероприятия на объекте;
акт, в случае отказа в предоставлении документов или иных фактов воспрепятствования в проведении должностными лицами контрольно-счетной палаты контрольного мероприятия;
акт по фактам нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению;
акт по фактам опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов.
5.8. Акт по результатам контрольного мероприятия на объекте оформляется после завершения контрольных действий на объекте контрольного мероприятия и имеет следующую структуру:
- наименование контрольного мероприятия;
- дату и место составления акта;
- кем и на каком основании проведено контрольное мероприятие;
- проверяемый период;
- предмет контрольного мероприятия;
- объект контрольного мероприятия – полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- сведения об учредителях проверяемой организации;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях (включая текущие, расчетные, депозитные и иные счета, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства) с указанием режима и целей использования каждого из счетов, остатков на начало и конец каждого отчетного года, входящего в проверяемый период, оборотов по счетам;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации, и кто являлся главным бухгалтером (лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета);
- кем и когда проводились предыдущие проверки, что сделано в организации за прошедший с момента их проведения период по устранению выявленных недостатков и нарушений;
- перечень изученных материалов и документов;
- в случае отказа в предоставлении документов или иных фактов препятствования работе - перечень неполученных документов из числа затребованных, с указанием причин и номеров актов.
Содержательная часть акта проверки формируется разделами в соответствии с вопросами контрольного мероприятия. В рамках каждого из разделов текст группируется и пронумеровывается отдельными блоками, содержание которых имеет конкретное смысловое значение, носит законченный характер и раскрывает суть и результат проведенного контрольного действия.
Итоговая часть акта содержит обоснованные выводы.
Выводы формируются по каждой цели контрольного мероприятия, которые должны:
содержать характеристику и значимость выявленных нарушений и недостатков в сфере предмета или деятельности объектов контрольного мероприятия;
определять причины выявленных нарушений и недостатков и последствия, которые они влекут или могут повлечь за собой;
указывать ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные нарушения и недостатки.
В выводах дается оценка ущерба (при его наличии), нанесенного бюджету округа и муниципальной собственности.
Если в ходе контрольного мероприятия установлено, что объект не выполнил какие-либо предложения (рекомендации), которые были даны контрольно-счетной палатой по результатам предшествующего контрольного мероприятия, проведенного на этом объекте, данный факт следует отразить в акте.
К акту прилагаются при необходимости таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.
Образец оформления акта по результатам контрольного мероприятия на объекте приведен в приложении 3.
При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных участниками контрольного мероприятия, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте по всем вопросам. В случае если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись: «По данному вопросу контрольного мероприятия нарушений и недостатков не выявлено».
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных органов.
В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контрольного мероприятия, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение».
Акт составляют и подписывают все участники, проводившие контрольное мероприятие на данном объекте. Участники контрольного мероприятия вправе выразить особое мнение, которое прилагается к акту.
Акт после его оформления подлежит обязательному направлению для ознакомления должностным лицам объекта проверки (руководителю и лицу, уполномоченному на ведение бухгалтерского учета). С сопроводительным письмом направляются два экземпляра акта, первый из которых после ознакомления и подписания его должностными лицами объекта проверки возвращается в контрольно-счетную палату. Срок для ознакомления и подписания актов, составленных контрольно-счетной палатой при проведении контрольного мероприятия, руководителем проверяемых органов и организаций не должен превышать семи рабочих дней со дня получения актов.
Не допускается представление для ознакомления руководителю проверяемой организации неподписанных актов.
В случае несогласия должностного лица с фактами, изложенными в акте, ему предлагается подписать акт с указанием пояснений и замечаний.
Пояснения и замечания излагаются в письменном виде и направляются в адрес КСП в срок до семи рабочих дней со дня получения акта для ознакомления.
Письменные пояснения и замечания должностных лиц проверяемых объектов являются неотъемлемым приложением к акту.
В качестве отказа должностных лиц проверяемого субъекта от подписи в ознакомлении с актом по итогам контрольного мероприятия квалифицируются следующие случаи:
- если первый экземпляр акта, направленный контрольно-счетной палатой сопроводительным письмом в адрес проверяемой стороны для ознакомления и подписания, в указанные сроки не возвращен в контрольно-счетную палату;
- если первый экземпляр акта возвращен в контрольно-счетную палату без подписи руководителя субъекта контрольного мероприятия.
В случае наличия одного из указанных выше оснований, свидетельствующих об отказе руководителя объекта контрольного мероприятия от подписи в ознакомлении с соответствующим актом, это обстоятельство отражается в отчете, оформленном по результатам данного контрольного мероприятия.
В случае получения от объекта проверки вместе с подписанным первым экземпляром акта (или отдельно) письменных замечаний по акту, в течение 5 рабочих дней сотрудник контрольно-счетной палаты обязан рассмотреть все предъявленные замечания и подготовить письменный, аргументированный ответ со ссылкой на нормативные документы, или акт согласования разногласий.
Аргументированный ответ должностного лица контрольно-счетной палаты на пояснения и замечания, представленные руководителем объекта контрольного мероприятия, прилагается к акту.
5.9. В случае отказа руководителя или работников проверяемого объекта в допуске проверяющих, указанных в распоряжении на проведение контрольного мероприятия, к проведению проверки или в предоставлении необходимой информации, создания иных препятствий при проведении контрольных мероприятий сотрудники обязаны незамедлительно оформить акт с указанием даты, времени и места, данных работника, допустившего указанные действия, в соответствии с образцом согласно приложению № 4. Акт составляется в двух экземплярах, один вручается руководителю проверяемого объекта, другой передается председателю контрольно-счетной палаты для принятия соответствующих мер.
В ходе контрольного мероприятия должностными лицами контрольно-счетной палаты составляется акт в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Должностные лица контрольно-счетной палаты должны незамедлительно (в течение 24 часов) в письменной форме уведомить об этом председателя контрольно-счетной палаты.
Уведомление об опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов готовится и подписывается должностным лицом контрольно-счетной палаты, ответственным за проведение контрольного мероприятия. Уведомление направляется председателю контрольно-счетной палаты с приложением копии акта (копий актов) по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов. Уведомление представляется под расписку руководителю или иному должностному лицу проверяемого органа или организации.
Уведомление должно содержать:
1) дату и время составления акта (актов) по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов;
2) фамилию, имя, отчество должностного лица контрольно-счетного органа, составившего акт;
3) наименование контрольного мероприятия;
4) наименование произведенного действия и места его совершения;
5) основания опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов;
6) наименование прилагаемого акта (актов) по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов.
Образец оформления предписания по фактам воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетной палаты контрольного мероприятия приведен в приложении 5.
5.10. Акт по фактам нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, оформляется незамедлительно при выявлении указанных нарушений в ходе проведения контрольного мероприятия на объектах.
Содержание указанного акта должно включать:
наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
характеристику выявленных нарушений;
указание должностных лиц, допустивших нарушения;
требование о незамедлительном устранении выявленных нарушений.
Образец оформления акта по фактам нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, приведен в приложении 6.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается под расписку руководителю объекта контрольного мероприятия с требованием предоставить письменные объяснения по выявленным нарушениям и принять необходимые меры по их устранению.
В случаях отказа должностных лиц объекта контрольного мероприятия от письменного объяснения по выявленным нарушениям или от получения экземпляра указанного акта в нем делаются соответствующие записи.
Руководитель контрольного мероприятия обязан незамедлительно направить акт по фактам нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, председателю контрольно-счетной палаты для принятия необходимых мер по пресечению противоправных действий.
При необходимости по фактам нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, контрольно-счетная палата направляет в соответствующие органы государственной власти и государственные органы Приморского края, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
5.11. Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов составляется в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий.
Должностные лица, участвующие в контрольном мероприятии, в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя контрольно-счетной палаты в порядке и форме, установленных законом Приморского края.
Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов составляется в двух экземплярах, один из которых представляется под расписку уполномоченному должностному лицу объекта контрольного мероприятия.
Оформление акта по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов (изъятия документов и материалов) на объекте контрольного мероприятия осуществляется по образцу, утвержденному приложением 2 к Регламенту контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа, утвержденному распоряжением председателя контрольно-счетной палаты от 09.07.2012 № 19.
6. Заключительный этап контрольного мероприятия.
6.1. На заключительном этапе контрольного мероприятия осуществляется подготовка предложений (рекомендаций), которые отражаются в отчете о результатах контрольного мероприятия и других документах, подготавливаемых по результатам проведенного контрольного мероприятия.
6.2. На основе выводов, изложенных в акте, подготавливаются предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений и недостатков в адрес объектов контрольного мероприятия, органов местного самоуправления и муниципальных органов и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение.
Предложения (рекомендации) должны быть:
направлены на устранение причин выявленных нарушений и недостатков и, при наличии, на возмещение ущерба, причиненного бюджету Артемовского городского округа, а также муниципальной собственности;
ориентированы на принятие объектами контрольного мероприятия, органами государственной власти и государственными органами Приморского края, органами местного самоуправления и муниципальными органами конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, выполнение которых можно проверить, оценить или измерить;
конкретными, сжатыми и простыми по форме изложения.
6.3. Заключительный этап контрольного мероприятия завершается подготовкой отчета о его результатах, который должен иметь следующую структуру:
1) все необходимые исходные данные: основание, цель, предмет (что именно проверяется: обеспечение своевременности выделения средств, или их целевое использование по конкретной программе, или эффективность использования средств, или выполнение требований какого-либо конкретного нормативного правового акта и др.), объекты контрольного мероприятия;
2) перечень изученных документов;
3) перечень неполученных документов из числа затребованных с указанием причин и номеров актов в случае отказа в предоставлении документов или иных фактов препятствования в работе;
4) перечень оформленных актов;
5) перечень вскрытых фактов нарушений законодательства в деятельности проверяемого органа местного самоуправления, муниципального органа, организации (со ссылкой на номера актов и с указанием конкретных статей законодательных и иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены) с обязательным указанием оценки ущерба для городского бюджета, муниципальной собственности при наличии такового, а также с указанием конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
6) перечень фактов нецелевого и (или) неэффективного использования финансовых и иных муниципальных ресурсов (со ссылками на оформленные акты) с обязательным указанием оценки ущерба для городского бюджета, муниципальной собственности при наличии такового, а также с указанием конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
7) перечень выявленных недостатков в управлении и ведомственном контроле в сфере, соответствующей предмету контрольного мероприятия;
8) перечень выявленных недостатков нормативно-правового регулирования в сфере, соответствующей предмету мероприятия;
9) предложения по взысканию средств с юридических лиц;
10) предложения по санкциям в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;
11) предложения об изменениях в нормативно-правовом регулировании в сфере, соответствующей предмету мероприятия;
12) перечень предлагаемых представлений по результатам мероприятия.
В отчете также должно содержаться указание на ознакомление под расписку руководителей проверяемых организаций с актами, а также на наличие письменных замечаний и возражений либо сведения об отказе от подписи со ссылкой на соответствующие записи в актах, по фактам вскрытых в ходе мероприятия нарушений. При наличии замечаний в отчете указывается на согласие либо несогласие должностного лица контрольно-счетной палаты с замечаниями.
Дополнительная подробная информация, в том числе об особенностях правового регулирования в соответствующей сфере, приводится при необходимости в приложениях к отчету.
Проект отчета по результатам контрольного мероприятия подготавливается должностным лицом контрольно-счетной палаты в срок, не более 5 рабочих дней после ознакомления с актом контрольного мероприятия руководителем и лицом, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета. В исключительных случаях по решению председателя контрольно-счетной палаты срок подготовки проекта отчета может быть продлен.
Образец оформления отчета о результатах контрольного мероприятия приведен в приложении 7.
6.4. При составлении отчета о результатах контрольного мероприятия должны соблюдаться следующие требования:
отчет должен включать только заключения и выводы, которые подтверждаются соответствующими доказательствами, зафиксированными в актах по результатам контрольного мероприятия и в рабочей документации;
выводы должны излагаться в отчете последовательно по каждой цели контрольного мероприятия и содержать конкретные ответы на них с выделением наиболее важных проблем;
представленные в отчете доказательства выявленных нарушений и недостатков должны излагаться в беспристрастной форме, без их преувеличения и излишнего подчеркивания;
текст отчета должен быть написан простым языком, легко читаем и понятен, с выделением наиболее важных вопросов и ключевых предложений, использованием наглядных средств (диаграммы, графики и т.п.).
6.5. К отчету о результатах контрольного мероприятия может прилагаться перечень актов, оформленных по результатам контрольного мероприятия на объектах и, при необходимости, другие документы и материалы.
6.6. По результатам контрольных мероприятий в зависимости от их содержания контрольно-счетная палата может подготавливать и направлять соответствующим адресатам следующие документы:
представления контрольно-счетной палаты;
предписания контрольно-счетной палаты;
информационные письма контрольно-счетной палаты;
обращения контрольно-счетной палаты в правоохранительные органы.
6.7. Представления контрольно-счетной палаты подготавливаются и направляются в соответствующие органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Артемовскому городскому округу или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Оформление представления контрольно-счетной палаты по результатам контрольного мероприятия осуществляется по образцу, утвержденному приложением 3 к Регламенту контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа, утвержденному распоряжением председателя контрольно-счетной палаты от 09.07.2012 № 19.
6.8. Предписания контрольно-счетной палаты подготавливаются и направляются в соответствующие органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению.
6.9. Информационные письма контрольно-счетной палаты подготавливаются и направляются в соответствующие органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы в случае необходимости доведения до их сведения основных результатов контрольного мероприятия.
Информационные письма контрольно-счетной палаты подписываются председателем контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа, а в его отсутствие - аудитором, исполняющим обязанности председателя.
Образец оформления информационного письма контрольно-счетной палаты по результатам контрольного мероприятия приведен в приложении 8.
6.10. В целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета Артемовского городского округа контрольно-счетной палатой направляются финансовому управлению администрации Артемовского городского округа органам и начальнику финансового управления, уполномоченным в соответствии с Положением о бюджетном процессе в Артемовском городском округе принимать решения о применении предусмотренных Бюджетным кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
6.11. Обращения контрольно-счетной палаты в правоохранительные органы подготавливаются и направляются в установленном порядке в случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета Артемовского городского округа, муниципального имущества, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения.
Обращение контрольно-счетной палаты в правоохранительные органы должно содержать:
выявленные факты незаконного использования средств бюджета Артемовского городского округа, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, положения которых были нарушены, с указанием акта (актов) по результатам контрольного мероприятия, в которых данные факты зафиксированы;
информацию о наличии объяснений и замечаний руководителей объектов контрольного мероприятия (при их наличии) по существу каждого факта незаконного использования средств бюджета Артемовского городского округа, зафиксированного в актах по результатам контрольного мероприятия, и заключения по ним контрольно-счетной палаты;
перечень представлений и предписаний, направленных контрольно-счетной палатой в адрес объектов контрольного мероприятия, в которых выявлены факты незаконного использования средств, а также иных принятых мерах.
К обращению контрольно-счетной палаты в правоохранительные органы прилагаются копии:
а) отчета о результатах контрольного мероприятия;
б) актов по результатам контрольного мероприятия на объектах с обязательным приложением копий первичных документов, подтверждающих факты незаконного использования средств;
в) письменных объяснений и замечаний руководителей объектов контрольного мероприятия к акту (актам) по результатам контрольного мероприятия и заключения контрольно-счетной палаты по ним, а также другие необходимые материалы.
Оформление обращения контрольно-счетной палаты в правоохранительные органы осуществляется по образцу, утвержденному приложением 5 к Регламенту контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа, утвержденному распоряжением председателя контрольно-счетной палаты от 09.07.2012 № 19.
6.12. После утверждения отчёта о результатах контрольного мероприятия контрольно-счётная палата размещает информацию об итогах контрольного мероприятия на своей странице в сети Интернет.


Скачать с приложениями


Возврат к списку